Орнамент в мусульманских странах

img50[1]

В связи с тем, что изображать человека по канонам исламской религии было запрещено, основным показателем культуры мусульман стала архитектура и различные прикладные искусства, орнаментика которых достигла такого пика в выразительных средствах, разнообразии и замысловатости, что часто становится воплощением чего-то поистине волшебного, находящегося за гранью реальности.

Изысканный орнамент в восточной культуре именовали «музыка для глаз», а для художников он являл собой основополагающий мотив в творчестве. Арабесками украшали как ковры, так и страницы книг, они заполняли собой мозаичный пол и стены в минаретах. Орнамент в мавританском стиле в общем очень похож на арабский, но его отличительными чертами в то же время являются особенная легкость и изящество.

В искусстве мусульман разделяют две разновидности орнамента: геометрические фигуры – «гирих» – и растительные элементы – «ислими». В большинстве случаев их используют отдельно друг от друга, не сочетая между собой.

Гирих

Гирих – в переводе с арабского обозначает «узел». В его основе, как правило, лежит геометрическая форма круга, а также четкое его разделение на части, при помощи которых и происходит процесс построения квадрата, прямоугольника или же многоугольника. Любой гирих является образцом математической точности. Выстраивается он исключительно посредством циркуля и линейки в строго определенном порядке, который позволяет создавать орнаментальный рисунок из единственного раппорта, повторяющегося бесконечное количество раз. Множество арабских орнаментов выстраивались, имея в основании шестиугольник правильной формы, а получали их из переплетения двух равносторонних треугольников.

Квадрат

Слово «Аллах» обозначали с помощью четырех вертикально расположенных линий – они в виде схемы являли собой начертания букв этого слова. Стоящие в форме квадрата, они представляли собой символ Каабы. Два таких пересекающихся между собой квадрата выстраивали звезду с восемью лучами – один из самых распространенных элементов орнаментального искусства мусульман. Если же количество квадратов умножалось многократно, то это порождало сложный рисунок со многими углами.

Треугольник

Этот элемент орнаментики мусульман считался обозначением «ока» бога и был мотивом магических верований.

Пятиугольник

Эта фигура считалась символом пяти главных заповедей религии ислама.

В целом, к геометрическим формам обращались еще в период, когда ислама как религии не существовало.

Использовали их в основном арабские кочевники. Так как их местом проживания была пустыня, ориентировались в пространстве они исключительно по Солнцу, Луне и звездам. А свои представления отмечали при помощи разнообразных геометрических фигур. Такая древняя символика в сфере астрологии довольно плотно переплетается с символикой в религиозной сфере арабов. Во времена средних веков в арабской культуре орнамент «читали» как текст в книге.

Арабески

Арабески – в переводе с французского обозначает «арабский». Поражающие своей красотой орнаменты, которые жители Европы именовали арабесками, вызывали восхищение своими замысловатостью, сложностью, нестандартным ритмом. Он заключал в себе декоративные мотивы, имеющие геометрический и стилизованный растительный характер и переплетающиеся, словно сетка. Дополнением к орнаменту служили надписи, сделанные с использованием канонизированных шрифтов: «куфического», буквами арабского письма, имеющими прямоугольную форму, и почерка скорописи «насх».

На границе между растительным и геометрическим орнаментом находятся такие элементы украшения, как медальон, розетка, кайма. Более того, арабский орнамент изобиловал изображениями мифических крылатых существ, Луны, Солнца, звезд, животных, а также священного дерева жизни.